Игорь Олейник (igorol) wrote,
Игорь Олейник
igorol

Category:

Как работает история

obloz

Очередной великий сценарист

Вероятно, вам приходилось слышать, что прорваться в кинобизнес крайне тяжело. Это правда.

Тем не менее, если вы напишете сценарий, раскрывающий персонажа с ясной и чёткой целью, на пути к которой он встречается с серьёзными препятствиями, которые приведут к переломному моменту и волнительной концовке – ваш сценарий автоматически окажется среди лучших 5 %. Ведь немногие из тех, кто претендует на звание писателя, владеют даже основами сценарного дела.

Если же ваш сценарий рассказывает хорошо-проработанную историю с чётким замыслом и оригинальным героем, вызывающим сочувствие зрителя, агенты и продюсеры уже ждут появления очередного великого сценариста.

И вы можете им стать, если будете усердно трудиться, изучать своё дело и развивать способности. Вы должны проявить упорство. Разумеется, вас ждут разочарования. Но вы справитесь! Теперь остановитесь на секунду и скажите себе: Я справлюсь!

Все сценаристы начинают одинаково. Каждый пишет один или несколько полнометражных сценариев объёмом примерно в 110 страниц. Даже если вы хотите писать для телевидения, лучшим способом проникнуть в телеиндустрию будет полнометражный сценарий в качестве примера.

Первая часть моей книги поможет вам написать пробный сценарий, способный привлечь к вам внимание. Что такое пробный сценарий? Это такой сценарий, который вы пишете сейчас, рассчитывая, что кто-нибудь купит его потом. Вторая часть книги – это конкретное руководство в написании сценария. Части третья и четвёртая помогут вам с оформлением и стилем. А пятая часть поможет с продажей сценария.

Сила сценарной формы

Сценарий в некоторых отношениях отличается от пьесы или романа.

В романе мысли и переживания героя могут описываться буквально на каждой странице, поэтому роман является великолепным средством для выражения внутреннего конфликта. Тогда как пьеса почти исключительно словесна; мыльные оперы и комедии положений относятся именно к этой категории. В свою очередь, кино воспринимается прежде всего глазами. Конечно, в фильме есть диалоги, в нём даже могут отражаться внутренние переживания героя, но в первую очередь кино – это искусство для глаз, требующее наглядного описания. Я редко читаю «первые сценарии», в которых не слишком много диалогов и слишком мало действия. Возможно, и вы имеете склонность рассказывать больше, чем показывать.

К примеру, представьте себе пьесу, в которой нянька вырезает ножницами бумажных кукол. Наверху играют дети. На другой стороне комнаты появляется грабитель. Он подкрадывается к ней с ножом. В тот же момент, она оборачивается и наносит ему удар ножницами. Без особенного возбуждения. В реальной пьесе физическому противоборству могли бы предшествовать десять минут разговоров, потому что конфликт в пьесе вытекает из диалогов. В этом сила театральной формы.

Роман может сосредоточиться на мыслях и переживаниях каждого героя. Внутренний конфликт – в этом сила романа. Нянька помышляет о самоубийстве, а грабитель идёт на своё первое дело. Никто из них не уверен, что справится.

Сценарий, в свою очередь, сосредоточен на наглядных и эмоциональных сторонах происходящего. Ножницы вырезают очередную бумажную куклу. Дверная ручка медленно поворачивается. Нянька не замечает. Снаружи лает собака, но дети наверху шумят так сильно, что она не слышит лая. Грабитель крадётся в тени. Он движется к ней. Его нож заполняет экран. Собака лает громче. Злоумышленник всё ближе и ближе. Но она полностью поглощена вырезанием бумажных кукол. Он нависает над ней. Нож взмывает вверх. Собака лает ещё громче. Внезапно она осознаёт опасность, оборачивается и протыкает его ножницами. Он падает. Его ноги подёргиваются и в конце концов замирают. Она роняет ножницы и кричит.

Внимание здесь сосредоточено на действии – драме – потому что фильмы прежде всего предназначены для глаз. Разумеется, бывают и замечательные исключения, но вы ведь достаточно мудры, чтобы воспользоваться силой той формы, в которой вы решили писать. Внутренний конфликт – это здорово, а диалоги всегда важны для выявления межличностных конфликтов, но убедитесь, что ваш сценарий визуально силён. Показ через действие обычно срабатывает лучше, чем рассказывание через диалоги. Даже чисто «диалоговые» сценарии следует разбавлять наглядными моментами.

Например, автомобиль Гран Торино в одноимённом фильме можно рассматривать в качестве символа традиционных мужских американских ценностей, как их видит главный герой Уолт. Дом в мультфильме «Вверх» – это символ Элли, жены Карла, и его воспоминаний о ней. Точно также книжка приключений маленькой Элли становится символом главной темы мультфильма. Книга вдохновляет Карла на новое приключение.

clint-eastwood-gran-torino

Таким образом, всегда ищите возможность сделать абстрактное визуальным, а внутреннее – внешним. На протяжении всей «Библии» я буду напоминать о необходимости наглядного описания и создания кинематографических моментов.

Необходимость структуры

Ваш сценарий должен быть хорошо структурирован, ведь вы хотите, чтобы ваша история выжила после того как режиссёр и его помощники заберут ваше творение и присвоят его – вы хотите, чтобы ваша история не погибла. Вот почему известный писатель и сценарит Уильям Голдман подчёркивал, что «сценарии – это структура».

Любое искусство – живопись, оформление цветов, рок-баллады или ваша история – это единство формы и содержания. Таким образом, содержание вашей истории требует драматической структуры, или формы, которая даст истории очертания. Структура – это скелет, на котором вы разместите плоть вашей истории. И без этого каркаса содержание вашей истории упадёт плашмя как студень, и продвижение вперёд станет невозможным.

Большинство начинающих писателей начинают писать буквально без какой-либо мысли о структуре – куда заведёт их история и чем она закончится? Очень скоро такой писатель оказывается в творческом тупике. Вашим первым шагом в написании сценария будет сооружение скелета – стурктурной модели. Давайте поговорим об этой основной модели.

Аристотель был прав

Древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике» писал, что все драмы (включая комедии, так как комедия – это драма в скрытом виде) имеют начало, середину и конец. Вы, конечно, об этом слышали. Обычно, начало занимает примерно 25 % всей истории, середина – приблизительно 50 %, а конец – около 25 %. Это основное соотношение структуры из трёх действий. Если вы привыкли к четырём действиям, тогда первая часть – это начало, вторая и третья – середина, а четвёртая – конец. Структура из семи действий точно также имеет начало, середину и конец. Пятиактовые пьесы Шекспира в этом смысле ничем не отличаются от современных британских комедий.

Сценарий занимает около 110 страниц (максимум 120), поэтому начало, как правило, – это первые 15-25 страниц. Середина – следующие 50 и более страниц, а конец – последние 10-25 страниц. Понятно, что точная длина каждой части может меняться, но середина всегда самая крупная.

Начало, середина и конец

Во всех великих сценариях были начало, середина и конец. В начале, вы завязываете историю, привлекаете внимание читателя и создаёте предпосылки для конфликта. В середине вы усложняете ситуацию ещё больше и развиваете конфликт, который должен привести к кризису. В конце вы заканчиваете историю и разрешаете конфликт. Конец это награда читателю, зрителю и вам. Окружите вашу героиню житейскими проблемами, забросайте её камнями и позвольте ей выбраться. Девочка встречается с мальчиком, теряет его и пытается снова его обрести, девочка опять с мальчиком. Начало, середина и конец.

Как быть с картиной Кристофера Нолана «Помни»? Фильм начинается с конца… или нет? Да, он начинается с конца показанных событий, но не с конца истории. О чём на самом деле эта история? Вовсе не о том, как главный герой убил человека, а о том, почему он это сделал. Драматическая предпосылка в том, виновен ли убитый в смерти жены главного героя? История же заканчивается, когда мы узнаём, что вероятный убийца жены наказан не в первый и не в последний раз. Это просто творческий подход к основной модели.

В фильме «Назад в будущее» начало происходит в 1985 г., середина – в 1955 г., а конец – снова в 1985 г. Очень простая и распространённая структура.

Два ключевых сюжетных поворота

Сюжетные повороты

Как выбраться из начала в середину и из середины в конец? С помощью сюжетных поворотов. Их также называют точками перехода, рабочими точками, сюжетными точками и развилками. Эти повороты суть необходимые события, которые усложняют или даже полностью переворачивают сюжет. Лихо закрученная ситуация, страшные откровения и решительные моменты – структура выстраивает эти события в цельную историю.

В вашей истории может быть десятки поворотов, но два из них, способствующие переходу от действия к действию, являются ключевыми в успехе всей истории. Первый большой поворот знаменует конец первого действия (начала) и подталкивает читателя (и зрителя) ко второму действию (середине). Такой поворот можно назвать Важным событием, потому что оно, как правило, оказывает драматическое влияние на судьбу центрального персонажа.

Второй сюжетный поворот подталкивает читателя к третьему действию (концу) и финальному раскрытию карт. Такой поворот называется Переломным моментом. Из всех переломных моментов вашей истории перелом в концовке принуждает главного героя совершить финальный поступок или ряд поступков, которые разрешат вашу историю. Рассмотрим несколько примеров.

Насколько важное событие?

В "Китайском квартале" миссис Малрэй нанимает детектива Джейка Гиттеса следить за своим мужем, которого она подозревает в измене. Детективу удаётся сделать несколько фотографий её мужа с некой девушкой. Снимки публикуются в газете, работа закончена. В парикмахерской детектив слышит непристойный анекдот. В хорошем настроении он возвращается в свой офис и рассказывает анекдот своим приятелям. Он не замечает красивую женщину, стоящую сзади. В ходе рассказа анекдота напряжение в комнате нарастает, потому что мы точно знаем, что детектив сильно смутится, когда в конце концов заметит женщину. Он рассказывает анекдот, доходит до последней фразы и поворачивается. Сюрприз! Женщина сообщает, что её зовут миссис Малрэй, что она никогда не нанимала его следить за своим мужем и теперь подаёт на детектива в суд. Он смущён ещё больше. Первое смущение становится прообразом второго.

77

Разве это не важное событие в жизни детектива? У него теперь большие проблемы. Если эта женщина в самом деле миссис Малрэй, то кто тогда была первая миссис Малрэй? Кто его подставил и почему? Как он собирается сохранить свою репутацию?

Имейте в виду, что Важное событие не имеет отношения к взрывам или погоням. Важное событие «важно» в первую очередь для главного героя.

Стивен Спилберг говорил, что лучшими историями являются такие, в которых кто-то теряет контроль над своей жизнью и должен вернуть этот контроль. Важное событие как раз и вызывает такую потерю контроля. В "Изгое" это происходит в тот момент, когда Чак Ноланд становится изгоем на необитаемом острове. В "Привидении" важным событием становится убийство Сэма Вита (П. Суэйзи). В данном случае, он буквально лишается своей жизни.

План Натали может приземлить Райана (Дж. Клуни) в фильме «Мне бы в небо». Энди Дюфрейн (Т. Роббинс) заключён в тюрьму в «Побеге из Шоушенка». В «Суперсемейке» главный герой выходит из изоляции ради сверхсекретной работы. Важное событием для Пола Эджкомба (Т. Хэнкс) в «Зелёной миле» происходит, когда Джон Коффи излечивает его.

В мультфильме «Вверх» Карл едва не теряет свой дом, напоминающий ему о жизни с Элли, поэтому он надувает воздушные шары, дом взмывает вверх и отправляется на край земли. Но на борту есть «заяц» --юный натуралист Рассел, который оказался на крыльце.

Важное событие это скрепка, которая удерживает вашу историю и внимание зрителей. Теперь они готовы к долгому путешествию по второму и третьему действию. Ведь они хотят знать, что произойдёт дальше.

Переломные моменты

Теперь рассмотрим пример Перелома, или второго большого сюжетного поворота, который двигает историю от середины к концу.

В "Инопланетянине" таким поворотом является угасание жизни инопланетянина и появление в доме учёных. Всё становится холодным и безжизненным. В этот момент кажется, что инопланетянин никогда не вернётся домой. Это и есть Перелом. За ним следует финальный рывок домой.

В фильме "Тельма и Луиза" переломный момент наступает в точке наибольшего падения. Как женщины избегнут наказания? Как семья в «Суперсемейке» одолеет Исключиша, если тот явно одержал верх? Точка наибольшего падения в "Аватаре" наступает, когда земля Нави находится на пороге уничтожения, что и приводит к финальной битве.

В ходе просмотра «Иронии судьбы» мы достаточно подавлены, когда смотрим сцену расставания Нади и Жени в Ленинграде. Точка падения становится ещё ниже, когда мы видим летящий самолёт и представляем себе расстояние между Москвой и Ленинградом.

иро

В "Титанике" главным персонажем является Роза. Перелом наступает в момент разлуки влюблённых. Джек арестован за кражу «Сердца океана» (Похоже, что заодно он украл и сердце Розы).

Столкновение в Каире

Фильм Вуди Аллена "Пурпурная роза Каира" про кино и его влияние на людей. У Сесилии отвратительная жизнь, отвратительный муж и отвратительная работа. Всё это происходит в отвратительное время Великой депрессии. Чтобы отвлечься от реальности, она идёт в кинотеатр, в котором на этой неделе показывают её любимый фильм. Она видела его уже четыре раза. На пятый – один из героев фильма замечает девушку в зрительском зале и сходит с экрана прямиком в её жизнь. Важное событие – не так ли?

Внимательно приглядимся к столь умелой картине. В начале мы знакомимся с действительностью (муж и жизнь Сесилии) а затем с вымыслом (выдуманные герои и фильм в целом). Итак, что же происходит дальшев середине? Есть догадки? Мы имеем дело с нарастающим конфликтом. В данном случае, это столкновение между действительностью и вымыслом. Это столкновение приводит к Перелому. Когда же происходит Перелом? В тот момент, когда Сесилии приходится сделать окончательный выбор между мужем (действительностью) и выдуманным героем (вымыслом).

Перелом в фильме Аллена это не только точка падения, но и событие, которое вынуждает главного персонажа сделать окончательный выбор. Сделав этот выбор, она может двигаться к финальному действию – Высшей точке (или кульминации) и разрешению всей истории.

Тяжёлый выбор

На примере "Пурпурной розы Каира" можно видеть, что Перелом часто вынуждает главного героя сделать нелёгкий выбор.

В "Зелёной миле" герой Тома Хэнкса узнаёт, что Джон Коффи невиновен. Что же он будет делать? Отведёт ли он его к электрическому стулу, чтобы тот «оседлал молнию»?

Уолт в "Гран Торино" вместе с соседями оказывается в переделке. В результате его действий, Сью изнасилована, а дом Тао расстрелян. Как поступит Уолт, чтобы одолеть банду?

В "Чужих" Перелом наступает, когда маленькую девочку похищают инопланетные твари, а планета вот-вот взорвётся. Рипли (С. Уивер) должна принять решение, от которого зависит жизнь и смерть. Покинет ли она планету и спасётся? Или вернётся за маленькой девочкой? Рипли зажигает огнемёт, и мы понимаем, какой выбор она сделала.

Тем временем в Москве

Главного героя фильма можно определить как раз в момент Перелома. Кто делает тяжёлый выбор в конце второго действия (середины), тот и является центральным персонажем. Именно он наиболее активен в третьем действии (конце).

В фильме «Москва слезам не верит» у Катерины, которая на первый взгляд является центральным персонажем фильма, есть свой личный перелом – он наступает в тот момент, когда Гоша говорит, что он всё будет решать сам и чтобы в разговоре с ним она не позволяла себе начальственного тона. Катерина, подумав, извиняется и передаёт инициативу Гоше.

Настоящий Перелом фильма происходит чуть позже, когда Гоша, узнав правду о должности Катерины, покидает её квартиру и уходит в запой. Теперь ему предстоит смириться со своим более низким социальным положением и вернуться. Остальная часть истории рассказывает о последствиях решения Гоши.

perel

Идеальная драма

Несколько лет назад я открыл для себя идеальную драму – «Рождественскую песнь» Диккенса, в которой мы знакомимся со старым скрягой Скруджем. У него есть проблема, о которой он и не подозревает – отсутствие надлежащего рождественского настроения. Важным событием становится появление духа его умершего компаньона Марли. Дух рассказывает Скруджу, что после смерти он был наказан за свою злобу и что Скруджа ожидает та же участь. Скруджа посетят три духа, которые помогут ему измениться.

В середине истории эти духи поочерёдно являются Скруджу. Но Перелом наступает, когда Скрудж видит своё имя на могиле. Он задаёт переломный вопрос: «Могу ли я избегнуть участи, которая мне уготована?». История заканчивается тем, что Скрудж воспринимает дух Рождества и начинает помогать окружающим решать их проблемы.

Автор позволяет нам перевести дух после каждого появления духа. Другими словами, у истории хороший темп. Волнение и действие сменяются размышлениями и ответами, а каждый мелкий и крупный сюжетный поворот точки заставляет ещё сильнее ожидать следующего. Таким образом, кульминация истории нарастает всё выше и выше до самого конца.

В плане драматического напряжения и конфликта ваша история также требует взлётов и падений. Помните, что по мере развития истории взлёты должны становится выше.

Люди и конфеты

Хочу привести письмо моей студентки, которая поблагодарила меня за раздачу в классе её любимых конфет и продемонстрировала чёткое понимание структурных основ истории. Она пишет:


  • Забавно, что я встретила ещё одного писателя, который разделяет мою страсть к ментоловым конфетам. В моём случае всё началось с невинной привычки. У меня всегда была баночка таких конфет возле компьютера, поэтому я могла насладиться ими в любое время дня. ЗАВЯЗКА. Поход к дантисту показал, что у меня первая дырка в зубе за 12 лет. ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ. Ситуация ухудшилась ещё больше после того, как я пропустила посещения дантиста и потратила хозяйственные деньги на конфеты. К тому же я не могла даже поцеловать мужа, так как мой рот вечно был набит конфетами. СЮЖЕТНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ. В конце концов, наступил ПЕРЕЛОМ. Муж сказал, что я должна выбрать между конфетами и семьёй. Я сделала мучительный выбор в пользу семьи и предала конфеты. Теперь я счастлива и мой брак крепче, чем когда-либо. РАЗРЕШЕНИЕ ИСТОРИИ.

Комедия и структура истории

Работает ли структура истории с комедией? Да. Толковая комедия построена на тех же принципах, что и толковая драма. Комедия "Аэроплан" – это история о человеке, который потерял самообладание во время полёта и должен вновь его обрести, чтобы спасти людей на борту. Я процитирую слова сценаристов этого фильма и серии «Голый пистолет».


  • Со сценарной точки зрения, наши фильмы могут показаться неупорядоченными, но поверьте мне, процесс создания картины совсем иной. Я имею в виду, что мы не фанатики – мы не лезем на стены, когда сочиняем. В действительности, это достаточно научный процесс. Много времени мы тратим на разделении трёх действий и сосредоточены вовсе не на шутках, а на структуре и последовательности истории. Несколько унылых месяцев, но уж так мы их проводим.


Автор: Дэвид Троттьер (David Trottier) Перевод: Игорь Олейник

Оригинал: David Trottier "The Screenwriter's bible"  How stories work
add
Tags: кино, перевод, сценарий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments