Игорь Олейник (igorol) wrote,
Игорь Олейник
igorol

Categories:

"Подарок" от Генконсульства России




Современные родители привыкли доверять своих детей государству. А как не привыкнуть, если сами они выросли на прекрасных детских книжках, мультфильмах и телевизионных передачах? Казалось бы, раз всё это было при тоталитаризме, который якобы душил цензурой лучших писателей, режиссёров и композиторов, то уж теперь при демократии нас должно накрыть волной великих произведений культуры. Ну, волной-то нас накрыло, только следует присмотреться к цвету волны – он коричневый. Оказалось, что советская власть ограждала нас от невероятного количества отравы, а ленивых творцов стимулировала к качественной работе. Ныне отраву никто не запрещает, и она льётся рекой на людей всех возрастов. Самое страшное, что именно дети попадают под удар в первую очередь.

Мой младший брат учится во втором классе 11-ой школы, недавно в библиотеке школы он взял книжку для младшего школьного возраста «Жизнь и приключения милиционера Караваева» Марины Москвиной. Брать книги в школьной библиотеке – обязательно, только выбор оных - свободный. Его привлекла яркая обложка и название – приключения ведь! Он успел прочитать половину «приключений» до того, как я случайно на них наткнулся.

Книга эта, естественно, современная, представляет собой сборник рассказов о юном милиционере Караваеве, который, как гласит аннотация, с честью выходит из самых запутанных и порой невероятно опасных ситуаций. Наугад раскрыв тоненькую книжицу, я наткнулся на рассказ «Головка чеснока», который, как показало дальнейшее чтение приключений, оказался не самым отвратительным и вредоносным из всех, а просто убогой поделкой, как с художественной точки зрения, так и по смыслу. Но прочтение остальных рассказов повергло меня в шок. Я до сих пор не могу понять, как редакторы пропустили это:


«Корабль с тысячью милиционеров»

«Плыл корабль с тысячью милиционеров. Плыл-плыл, и вдруг из воды вынырнуло чудовище…»

Это первые предложения рассказа. Совершенно неясно куда и, главное, зачем плыл корабль с тысячью милиционеров. Дальнейшее повествование ситуацию не проясняет. Стиль писательницы потрясает своей примитивностью.

Прочитав рассказ, дети узнают, что в милиции служат малодушные трусы. При первой опасности они пугаются, паникуют, падают на землю и в ужасе закрывают голову руками, даже если их тысяча человек.

Также дети узнают, что существует «громкий тихий голос». Оксюморон, кстати, интересный и вполне имел бы право на жизнь, если бы был использован писателем в более серьёзной литературе и помогал бы полнее раскрыть образ героя. Но в сочинении для детей, такое словосочетание неуместно.


«Скользкая дорожка»

В этом произведении детям демонстрируют, как милиционер, сопровождающий преступника на электричке, легко попадает под его дурное влияние. Результат влияния: совместное курение, плевание на пол, ругань матом, порча скамеек, приставание к девушкам с глупыми разговорами, посещение злачных мест, в частности игорных и питейных заведений. После подобного времяпровождения уже не выглядит странным, что преступник обучает представителя закона, «как быстро и безнаказанно обчистить пассажиров». Разумеется, у милиционера нет другого выхода, кроме как немедленно совершить разбой, что он и делает, даром что «отличник милицейской службы».

Встретилось выражение: «играть в игровые автоматы». Знаете, если человек не способен избежать выражения типа «масло масляное», он - не писатель, а просто человек, умеющий составлять слова в предложения без грамматических ошибок.

И ещё, ребёнок узнает слово «рецидивист», «столь необходимое» ему в младшем школьном возрасте.


«Пистолет»

Этот рассказ - просто «шедевр». Привожу почти целиком, опуская лишь названия улиц и подробности.

«Банде преступников нужен был пистолет для ограбления. Они долго выбирали и выбрали самого маленького милиционера, чтобы украсть у него пистолет. Они напали на него, ударили по голове, связали, бросили в мешке на пустыре, забрали пистолет и убежали.
Когда тот очнулся, он засмеялся и сказал:

- Что вы, ребята, у меня пистолет водяной. Он тогда опасен, когда я иду на задание и заряжаю его чернилами.»


Ребенок получит важную информацию:

1) Самый простой и надёжный способ раздобыть оружие - отобрать его у милиционера.

2) Очнувшийся после потери сознания от удара по голове человек способен как ни в чем ни бывало смеяться.

3) Милиция вооружена водяными пистолетами.


«Грабеж»

Школьники младшего возраста откроют для себя, что милиционеры только и думают о вознаграждениях со стороны частных лиц, а работать не хотят. Вы можете возразить, что, к примеру, в сочинения Гоголя также высмеивается взяточничество и лень чиновников вообще и служителей правопорядка в частности, но, во-первых, Гоголь делает это гораздо выразительней, а во-вторых, сочинения великого писателя читаются в более зрелом возрасте, когда способность к критике получаемой информации несравненно выше.

Оказывается, что на предполагаемое место кражи милиционер обычно врывается с криком: «Сейчас я тебе башку-то продырявлю!».

Становится ясным, что предупредительные выстрелы в действительности делаются в спину!
Кстати, готовьтесь объяснять своему ребенку, если он прочитает этот рассказ, кто такие чеченцы и почему люди их боятся.


«Головка чеснока»

Малознакомые люди (офицер милиции и император Японии) могут задавать друг другу вопрос: «Чем это от вас пахнет?» . Как убеждает читателя рассказ, дипломатический этикет, да и просто нормы современного общества это позволяют. Желаете, чтоб ваш ребёнок интересовался запахом классного руководителя?


«Бомба замедленного действия»

В начале сего рассказа в сбербанке произошёл «страшный взрыв» . Результат: искореженные сейфы, пролом в стене, повреждение канализации, 20 человек получили ранения, пропали кассир Тимофеев и 1,5 миллиона рублей. В конце рассказа (на следующей странице) доблестный Караваев объяснил, что это взорвался пакет с прокисшим кефиром, и, «весело подпрыгивая, побежал домой» . Наверное, люди сами себя поранили, а деньги испарились. Отсутствие логики и просто памяти налицо.


«Баба Нюра»

Новые слова для ребёнка:

Солнцевская и ореховская группировки, авторитет, мафиозные структуры, гангстер, террористический акт.

Спросите себя, в каком возрасте вы узнали вышеуказанные понятия, и были ли они или им подобные в книжках, изданных в союзные времена.

Новая порция «необходимой» школьникам информации:

1) «ТТ-1 с глушителем» - популярная среди криминальных личностей модель пистолета.

2) Начинающим милиционерам выдают надувные пистолеты, и лишь за особые заслуги выдают водяные.

3) Если причиной кражи или ограбления была бедность или тяжёлые жизненные условия, и нарушители закона «раскаялись», милиция отпускает их на все четыре стороны. (Понятно, что проблема неоднозначна, но решение её подобным образом напоминает предложение булгаковского персонажа о том, как всё поделить. В общем, космическая глупость.)

Итог: милиция предстает в самом неприглядном свете. Это не защитники отечества, а кучка как минимум дураков и трусов, а как максимум вредителей государства. Не так надо показывать органы правопорядка, совсем не так. Мне сразу вспомнился «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова, особенно вот эти строчки:

Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень важной нахожу!

Кто с жезлом и с пистолетом
На посту зимой и летом?
Наш советский постовой-
Это тот же часовой!

Ведь недаром сторонится
Милицейского поста
И милиции боится
Тот, чья совесть не чиста.


Помимо унижения органов правопорядка, искажения общепринятых норм поведения и просто тривиальной ерунды, которым, без сомнения, не место в детской литературе, в книге Москвиной также полно вещей, которые балансируют на краю нецензурной пропасти в детской литературе, и, на мой субъективный взгляд, их следует туда столкнуть. Например, тема алкоголя: по моему мнению, показывать пьющих людей в книгах для школьников следует исключительно в негативной форме и никак иначе, то же самое и с табаком - либо вызывающий симпатию персонаж не курит, либо он - отрицательный персонаж. А лучше совсем не касаться этих тем.

Как в любой детской книге, в «приключениях Караваева» имеются картинки. Художник постарался, но, на мой взгляд, по своей откровенности им самое место в сборниках анекдотов для взрослых. Чересчур много акцента на деталях, которые ребёнок просто не в состоянии оценить. При этом у него неизбежно возникнут вопросы, ответы на которые ему ещё знать рановато.



Самое ужасное, что на первой странице книге стоит печать: «От генерального консульства Российской Федерации в Нарве». Спасибо за «подарок»! Разумеется, понятно, что в консульстве сидят серьёзные люди, и им некогда читать детские книжки, которые они дарят школьникам. Понятно также и то, что школьному библиотекарю всех новых книг не перечесть, но кто-то ведь должен отвечать за появление подобного в нашем городе и в наших школах. Можно лишь предполагать, сколько подобной отравы ещё ждёт юного читателя в современных библиотеках. Не стоит забывать и про яд, льющийся на детей с экрана телевизора; каналы «Jetix» и «Nickelodeon» тому подтверждение (посмотрите их минут 5-10 – вам «понравится»).

Становится ясным, что государства, защищающего своих граждан больше нет. Придется обороняться от плодов демократии самим. Наученный опытом, хочу посоветовать вам, если уж вы не имеете возможности предварительно просматривать всё, что читает ваш ребёнок и всё, что он смотрит по телевизору, то хотя бы пусть смотрит «Детский мир» и давайте ему только изданные в советское время книги. Поверьте, их очень много и они действительно сеют доброе, разумное, вечное.
 
Tags: Эстония, искусство, литература, милиция, претензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments